РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ МАРКИРОВКИ «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК»
(статья в ред. от 15.03.2025 года)
Для большинства товаров (за исключением изделий из меха и лекарственных препаратов) иностранные компании могут зарегистрироваться в «Честном знаке» только в том случае, если у них есть зарегистрированный в России филиал. При этом филиал может выступать исключительно как производитель товара на территории России, но не как импортёр товара в Россию.

Иностранные компании без филиала прямого доступа к системе «Честный знак» не имеют и могут получить коды маркировки для нанесения на товары только от своих партнёров — российских компаний, осуществляющих импорт.
Для маркировки лекарственных препаратов подход иной. Зарегистрироваться в системе «Честный знак» может иностранная организация, являющаяся держателем или владельцем регистрационного удостоверения на лекарственный препарат, как имеющая, так и не имеющая представительство в России.
В феврале 2025 года сообщалось, что Минэкономразвития предложило в рамках законопроекта «О платформенной экономике» обязать маркетплейсы регистрировать иностранных продавцов в системе «Честный знак», если их продукция подлежит обязательной маркировке. Это касается, например, обуви, парфюмерии, электроники и других категорий, где высок риск контрафакта.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ - ИМПОРТЕРА, КОТОРАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗУЕТ ПРОЦЕСС МАРКИРОВКИ ВВОЗИМЫХ В РОССИЮ ТОВАРОВ:
- Получение УКЭП и СКЗИ. Нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП, установить необходимое для её работы программное обеспечение.
- Регистрация в системе «Честный знак». Необходимо создать личный кабинет, заполнить профиль, заключить договор с ЦПРТ и подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
- Внесение товаров в каталог. Реестр товаров содержится в каталоге маркированных товаров (КМТ), доступ к которому осуществляется из личного кабинета системы маркировки «Честный знак».
- Получение международного кода маркировки и учёта логистических единиц (GTIN). Импортер самостоятельно запрашивает или получает GTIN для каждой единицы продукции. Если GTIN на импортный товар был получен от производителя, то его можно использовать для получения кода маркировки.
- Заказ и оплата кодов маркировки (КИЗ). Сделать это можно либо через личный кабинет, либо через API. Как только коды для данного заказа будут выпущены, их необходимо оплатить.
- Нанесение маркировки. На каждую единицу товара необходимо нанести этикетку с уникальным кодом.
- Прохождение таможенных процедур. Необходимо заполнить и подать таможенную декларацию, в которой должны быть отражены коды маркировки, полученные на ввозимый товар.
- Ввод товара в оборот. После прохождения таможенных процедур необходимо ввести данные товары в оборот, после чего они становятся готовыми для реализации на территории РФ.
Порядок передачи отчётов зависит от того, является ли страна производства товаров участником ЕАЭС. Если государство входит в ЕАЭС, можно вносить отчёты напрямую в «Честный знак». При импорте из других государств нужно указать сведения о маркировке в декларации. На следующем шаге информацию необходимо передавать в систему мониторинга.